Банки заставляют россиян приводить родных для разблокировки карт
Российские банки просят клиентов прийти в отделение банка с родственниками для разморозки счетов, заблокированных из-за подозрений в мошенничестве, пишут «Известия».
Издание рассказывает о ситуации, с которой столкнулась клиентка Альфа-Банка. Она оформила кредит и собиралась перевести деньги на свой счет в другом банке, но операцию приостановили. Ей позвонил сотрудник банка, после разговора с ним банк заблокировал доступ к счету. Ситуация не разрешилась даже после того, как клиентка пришла в офис банка. После разговора с сотрудниками о мошенничестве женщину попросили прийти еще раз — на этот раз с сыном. Разбирательство заняло несколько дней, все это время доступа к деньгам у женщины не было.
В Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) подтвердили, что банки могут попросить присутствия родственников в нетипичных ситуациях, если видят риски для клиента. Нетипичными и опасными могут считаться случаи, когда пожилой человек оформляет кредит или кредитную карту, а затем переводит деньги через мобильный банк или же когда клиент досрочно закрывает вклад с потерей процентов и переводит деньги в другие банки, даже самому себе.
Банки проявляют излишнее рвение, защищая клиентов от мошенничества, считает юрист, основатель «Академии Константа» Полина Лебедева. Ни один закон не дает кредитной организации права требовать у клиентов привести с собой родственников, отмечает она. По словам юриста, в I квартале 2025 года число жалоб на приостановку дистанционного обслуживания в банках выросло на 37% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Накануне Банки.ру рассказывал о других случаях блокировки карт и личных кабинетов из-за переводов самим себе. По словам эксперта-аналитика Банки.ру Эрянии Бочкиной, по закону банк может приостановить операцию на два дня, если есть подозрения, что она совершается под влиянием мошенников, либо взять пять дней, если речь идет о подозрениях в отмывании денег. Кроме того, при противодействии мошенничеству есть ряд случаев, когда банк будет обязан возместить клиенту похищенные деньги. Поэтому, чтобы не попасть под такие обязательства, кредитные организации стараются лишний раз подстраховаться и тщательнее применять меры защиты, поясняет она.
Источники: